Белая столовая


Загрузка панорамы...

Это самый большой зал в покоях первого этажа, расположенный на главной оси дворца вдоль западного фасада. Три застекленные двери ведут на широкое крыльцо, с которого открывается вид на Славянку. На противоположной стене в центре – дверь, откуда через Темную буфетную и Египетский вестибюль можно видеть Тройную липовую аллею. Отделка зала была осуществлена архитектором Ч. Камероном в 1784-1787 годах. Так же как и в Бильярдной она отличается строгой гармонией архитектурного решения. Каннелированные пилястры чередуются с проемами окон, дверей и зеркалами над каминами, что создает четкий ритм вертикальных членений стен нежно-фисташкового оттенка. Изысканную нарядность залу придает лепной декор по верхнему периметру стен и на плафоне. В фонде архитектурной графики музея сохранились три проекта (шаблона) Ч. Камерона для отделки плафона, капители пилястр и рисунка фриза. Пилястры завершаются капителями коринфского ордера, над ними по стенам идет фантазийный фриз, куда вплетаются фигурки львов и амуров, античные вазы и завитки листьев аканта. Затем идет невысокий карниз, украшенный пальметтами, переходящий в ленту бордюра из стилизованных листьев аканта, идущего вдоль всего потолка. В прямоугольную поверхность потолка вписан овал в виде огромного лепного венка, переплетенного лентами, а по углам от него – лепные розетки для светильников. Отделочные работы, связанные с созданием лепных узоров, выполнил мастер А. Бернаскони. В 1816 году бронзовые фонари были заменены светильниками из молочного стекла, стилизованными под античные лампы, которые гармонично вошли в ансамбль.

При императоре Павле I строгая гармония этого светлого зала была дополнена цветовыми акцентами четырех живописных пейзажей Павловского парка, размещенных между пилястрами на торцевых стенах. Эта серия с романтическими видами парка с прудами, каскадами, мостами была выполнена в 1800-м году одним из выдающихся пейзажистов этого времени Андреем Мартыновым. На стене, смежной с Бильярдной размещены картины: «Вид Павловска с мостиком и каскадом» и Вид Павловска у Краснодолинного моста». На противоположной стороне – «Долина реки Славянки с Храмом Дружбы» и «Пиль-башня в Павловском парке». Картины очень гармонично сочетаются с видами живой природы парка за окнами зала.

Эффектным украшением зала являются стоящие по углам четыре мраморные вазы с рельефными изображениями мифологических персонажей, животных, растительного орнамента и морских мотивов. Они выполнены для великого князя Павла Петровича в 1774 году французским скульптором Никола Жилле и первоначально находились в первом павловском дворце – Паульлюсте. Н. Жилле являлся профессором скульптурного класса Императорской Академии художеств, его учениками были такие мастера, как И.П. Мартос и М.И. Козловский, много работавшие для Павловска.

На двух каминах (на центральной стене) – произведения французских бронзовщиков XVIII века: часы «Астрономия» (1785-1800 гг.) и «Подслушивающая» (1800-е гг.), канделябры и декоративные каминные украшения в виде античных масляных ламп (1780-е гг.).

Между окнами – два нарядных комода с набором из различных сортов дерева (Западная Европа, XVIII в.), на которых поставлены фарфоровые вазы из исторической коллекции Павловска. Эти уникальные вазы были выполнены в 1784 году на Императорском фарфором заводе в Петербурге по образцу античных амфор с высокими ручками. В овальных медальонах по обеим сторонам тулова можно увидеть миниатюрные изображения первых построек Павловска. На одной представлен Паульлюст, за которым различаются строительные леса с маленькими фигурками строителей будущего Павловского дворца, с другой стороны – пейзаж с Храмом Дружбы. На другой вазе – несуществующий ныне дворец Мариенталь, позднее перестроенный в крепость Бип, по другую сторону – Старое Шале, погибшее в годы оккупации Павловска гитлеровцами.

В конце XVIII века в этом большом зале накрывались столы для обедов и ужинов, а также устраивались семейные вечера с музицированием и играми в шарады или карты. При вдовствующей императрице Марии Федоровне зал использовался как гостиная, в которой накрывались иногда обеденные столы. На обедах бывали именитые литераторы: И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ю.А. Нелединский-Мелецкий, П.А. Вяземский и другие.

В 1858 году зал приспособлен под Приемный зал хозяйки Павловска великой княгини Александры Иосифовны, супруги великого князя Константина Николаевича. На потолке появился живописный плафон работы итальянского художника XVIII века Ф. Фонтебассо, взятый из кладовых Зимнего дворца (погиб во время пожара в январе 1944 года). С 1890 года в этом интерьере размещался кабинет Великого князя Константина Константиновича. Здесь им были написаны многие стихотворные произведения. В этом кабинете, за столом его прабабушки императрицы Марии Федоровны он в течение долгих лет переводил трагедию Шекспира «Гамлет». Он любил этот кабинет, потому что здесь было много света и воздуха. Здесь он и умер летом 1915 года.

При музеефикации дворца в 1918 году залу была возвращена его функция столовой и на накрытом столе экспонировался знаменитый Парижской сервиз. В послевоенный период в ходе генеральной реставрации дворца на научной основе зал воссоздан на время конца XVIII века.

На накрытом столе представлен сервиз работы Императорского фарфорового завода, выполненный специально для Павловска в 1827 году по заказу императора Николая I в подарок матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Сервиз был рассчитан на 60 персон и состоял из 606 предметов (в настоящее время сохранилось более 300 предметов) и включал обеденный и десертный сервизы, которые использовались для сервировки по раздельности. На блюдах и тарелках обеденного сервиза изображен писаный черной краской императорский герб, отчего сервиз называют «Гербовым». В сервиз входят также бутылочные и рюмочные передачи, креманки, большие и малые компотьеры. На всех предметах – зеленый борт с двумя перевитыми золотыми лентами. На тарелках десертного сервиза изображены различные плоды и фрукты по рисункам из французских и английских ботанических атласов. На тыльной стороне каждой тарелки черной краской написано ботаническое название плода. По центру стола размещены декоративные вазы для фруктов. Скульптурные фигуры античных героев и воинов из золоченого фарфора придают вазам классическую строгость и монументальность. Модели скульптур выполнены известным скульптором С.С. Пименовым, возглавлявшим в этот период модельмейстерскую мастерскую завода, совместно с А.И. Воронихиным, племянником архитектора, живописные работы выполнил художник завода А.С. Канунников.



Белая столовая на плане этажа


Назад

Наверх
© «Pavlovsk» Copyright 2013 - 2024